Согласно памятке Управления Федеральной службы судебных приставов России по Москве, необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Необходимо внимательно относиться к финансовым документам. Необходимо сохранять свои экземпляры документов, подписанных при оформлении кредита (займа), в период исполнения договора и в течение трёх лет после возврата долга. Особенно внимательно хранить все квитанции и расписки о погашении долга

2. Если к вам кто-либо обращается с требованием о погашении долга, то не общайтесь анонимно. Если звонящий не представился, уточните его должность, ФИО и контактный телефон, полное наименование и адрес организации, которую он представляет (при личной встрече требуйте предъявлять документы, при этом действующее законодательство не запрещает вам просить копии этих документов, их фотографировать)

3. Если кредитор грубит, угрожает или использует любое другое психологическое давление – записывайте это на диктофон или видео. Предупреждение о том, что разговор будет зафиксирован, помогает оппоненту быть конкретнее и вежливее, считают в УФССП. Там также уточняют, что грубому коллектору можно напомнить о том, что вы имеете право обратиться в правоохранительные органы – такое предупреждение тоже работает. Если кредиторы звонят очень часто или ночью – такие действия тоже нужно зафиксировать.

4. Также важно и самому должнику сохранять спокойствие и быть конструктивным. Разговаривать нужно только о долге и вариантах его погашения. Приставы подчёркивают, что кредитор и тем более коллектор заинтересованы в сохранении конструктивного общения и, как правило, готовы на различные «бонусы» для должника (реструктуризация, рассрочка, списание пеней, части долга и другое).

5. Если вы считаете, что ваши права нарушили, нужно обратиться в ФССП со всеми документами на кредит (заём), детализацией звонков от коллекторов, скриншотами сообщений, аудиозаписями переговоров и почтовыми отправлениями, если они были.

Ссылка на источник: авторитетное интернет-издание: https://pravo.ru/news/209878/?desc_search=